В последние десятилетия в зарубежных системах образования произошли существенные изменения, обусловленные бурным развитием научно-технического прогресса и его воздействием на все стороны жизни общества. Усиливается тенденция перехода к нетрадиционным технологиям, в которых дистанционные приемы обучения, базирующиеся на современных технологических достижениях играют основную роль. Как показывают расчеты, дистанционное образование (ДО) обходится на 50% дешевле традиционных форм.
В настоящее время ДО становится «особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. ДО соответствует логике развития системы образования общества в целом. К началу этапа полного развертывания российского ДО должна располагать возможностями для обучения до 1.5 млн. человек в год по направлениям и специальностям основного высшего образования и до 2 млн. человек в год по направлениям дополнительного образования». (Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Москва, 1995 г. ГК РФ по Высшему образованию).
То есть для Российской Федерации, с ее огромными территориями и рассредоточением населения, дистанционная форма образования представляется одним из основных достижении. В России из 67 161 школы лишь 20 623 (30%) расположены в городах, а 46 538 (70%) - в сельской местности. Молодежь 1 868 районов страны не имеет возможности получить образование, отвечающее отечественным и мировым стандартам.
Стратегическая цель ДО - обеспечить право получения образования любого уровня там, где студент живет или работает. Социальный аспект развития ДО отражает потребности современной цивилизации в массовой форме обучения. Мировоззренческий аспект связан с необходимостью смены стереотипов на образование как устоявшуюся и вечно неизменную систему. Теоретико-методологический аспект обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой формы обучения. Юридический аспект отражает необходимость адекватного правового сопровождения данной формы образования в России и странах СНГ. В финансово-экономическом аспекте особенно важен вопрос финансирования инновационных технологий. Речь идет не о дополнительных бюджетных средствах, а о доступных кредитах, гарантиях и т.д. Как показал практический опыт, новые информационные технологии вполне способны к самофинансированию за счет платности образовательных услуг. Дидактический аспект отражает педагогические основы этой формы обучения. Главное здесь - вопросы подготовки педагогических кадров, способных плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения в регионах. Технологический аспект обусловлен прорывом в коммуникационных средствах, позволяющих реализовать передовые методы обучения на индивидуально-вариативной основе.
Центральное место в дистанционном образовании занимают компьютерные технологии и компьютерные учебники.
Необходимо создавать новые компьютерные учебники, учебные пособия для ДО. Это огромная по своим трудозатратам работа. Кроме того, для того, чтобы она была эффективной, требуется высочайшая квалификация.
Компьютерный учебник (учебное пособие) как и обычный учебник должен охватывать все основные вопросы программы данной дисциплины. Причем при строго научном содержании он должен учитывать уже накопленные знания учащихся. По сравнению с обычным учебником к нему предъявляется ряд дополнительный требований: текст должен быть квантован, т.е. разбит на страницы, охватывающие законченные смысловые порции; должна быть обеспечена возможность вызывать на экран любую страницу в любом порядке; текст должен быть красочно иллюстрирован, цветом выделены ключевые слова, основные законы, формулы, графики, иллюстрации, использована мультипликация и т.п.; на странице текста по желанию пользователя должны накладываться «окна» с вопросами и простейшими задачами, поясняющие и углубляющие текстовый материал и активизирующие обучаемого. По желанию обучаемого в целях самоконтроля могут вызываться ответы на поставленные вопросы и задачи; графики, диаграммы, иллюстрации должны быть красочными и представляться в динамике, т.е. их построение в целях наглядности должно показываться протяженным во времени; в целях оживления текста, привлечения внимания обучаемого желательно введение иллюстраций типа мультипликаций.
Меню учебника (учебного пособия), должно включать блок теорий, вопросы для самопроверки и ответов к ним, тестирующих вопросов и задач для расчетов.
Современные информационные технологии образования дадут новый импульс и существенно повысят качество непрерывного заочного образования, самообразования, повышение квалификации и переподготовки кадров. Создание и использование интеллектуальных обучающих систем (электронных учебников, справочников, энциклопедий, лабораторных имитаторов, компьютерных средств, тест контроля и пр.) на базе гипертекстовых систем обработки информации и баз знаний мультимедиа технологии позволит проводить программируемое обучение в диалоговом режиме на расстоянии, применять в обучении математические модели изучаемых явлений и устройств, автоматизировать эксперимент, обработку результатов, широко использовать машинную графику для повышения наглядности обучения. При использовании компьютерной технологии акцент в обучении переносится в сторону самостоятельной работы, которая, как известно, является высшей формой деятельности учащегося.
Поскольку технические средства построения систем обучения на расстоянии (компьютерные сети, модемы, серверы и т.д.) в настоящее время уже существует, технические вопросы более не являются проблемой. Существенным препятствием является отсутствие качественные приложений учебных автоматизированных обучающих систем (АОС) с широким использованием мультимедиа технологии, что требует совместных усилий предметников, разработчиков программного обеспечения, графических дизайнеров, радиоинженеров. Успех проектирования обучающих сред во многом зависит от педагогических концепций, воображения и идей, стоящих за применением ИОС. Необходимо разрабатывать новые педагогические идеи, организационные проекты, чтобы продемонстрировать богатые потенциальные возможности ПК.
В описанных контекстах Россия получает исторический шанс реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал высокотехнологичными средствами ДО. Речь идет о формировании системы отечественного ДО, претендующей на передовую роль в мире. Ее основу должны составить научно обоснованные средства обучения, качественные дидактические продукты, последние достижения информационных технологий. В этом случае ДО выполнит свою прогрессивную роль не только в России, но и в дружественном нам ближнем зарубежье.
В связи со всем, описанная в данном дипломном проекте обучающая Интернет-подсистема для лабораторного исследования устойчивости разомкнутой и замкнутой САУ с помощью частотных критериев устойчивости, становится весьма актуальной. С ее помощью можно обучать студентов, контролировать их знания и проводить лабораторные работы на расстоянии. В этой работе для примера в качестве базы знаний была выбрана база знаний по частотным характеристикам САУ и критериям их устойчивости. Но к данной Интернет - подсистеме можно подключить любую базу знаний, что позволит применять подсистему в различных учебных программах.
В специальной части приводится исчерпывающая информация по проектированию и разработке Обучающей подсистемы для лабораторного исследования характеристик замкнутых САУ в среде интернет. Приводятся так же сведения о структуре данных системы, алгоритмы программ, структура подсистемы и проводится обоснование выбора программных и технических средств:
1 описание предметной области;
2 обоснование выбора программных и инструментальных средств для реализации Интернет - подсистемы;
3 описание структуры Обучающей подсистемы для лабораторного исследования характеристик замкнутых САУ в среде интернет с помощью частотных критериев устойчивости;
4 описание структуры меню Обучающей подсистемы для лабораторного исследования характеристик замкнутых САУ в среде интернет с помощью частотных критериев устойчивости;
5 методика проведения обучения по исследования устойчивости замкнутой САУ с помощью частотных критериев устойчивости;
6 методика допуска к лабораторному исследованию;
7 методика лабораторного исследования в Интернет - подсистеме устойчивости замкнутой САУ с помощью частотных критериев устойчивости;
8 алгоритмическое обеспечение Интернет - подсистемы по частотным характеристикам и критериям устойчивости САУ;
9
инструкции пользователя и разработчика Обучающей подсистемы для лабораторного исследования характеристик замкнутых САУ в среде интернет.
Читайте также
Проектирование дискретного устройства
На современном этапе развития транспорта наблюдается бурный рост темпов и
объемов перевозок, особенно на железнодорожном транспорте в силу высокой
скорости и невысокой стоимости грузопер ...
Подвеска оптического кабеля на опорах
В
настоящее время на ВОЛП-ВЛ применяются следующие типы ОК:
ОКГТ
- оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос;
ОКСН
- оптический кабель самонесущий;
ОКНН
- оптический ...
Передаточная функция разомкнутой системы
1. Определить
передаточную функцию разомкнутой системы рис.1, представить её в канонической
.форме. Построить её логарифмические частотные характеристики.
2. Оценить
показатели к ...