Говоря об особенностях механизма воздействия пассивных помех на аппаратуру РЛС нельзя не отметить, что тема эта весьма актуальна, поскольку в настоящее время не существует ни одного вооружённого конфликта с участием авиации, в котором не было бы отмечено применение пассивных помех в виде ДРО. История их применения насчитывает не один десяток лет.
Начало применению пассивных помех положил август 1943 года. В этом году отмечено применение помех германской авиацией при налётах на объекты Великобритании и на корабли у берегов Нормандии. Пассивные помехи создавались экипажами самолётов выбрасыванием вручную пачек станиолевых лент с интервалом 5 - 10 секунд, в результате чего РЛС системы противовоздушной обороны не могли наводить самолёты истребительной авиации на воздушные цели. Для этого периода характерно разовое применение пассивных помех.
Война в Корее в 1951 - 1953 гг. также не стала исключением для применения противником пассивных помех. Тактика ведения радиоэлектронной борьбы американской авиацией незначительно, но отличалась от применявшейся американской и английской авиацией во второй мировой войне. При массированных налётах американской авиации на объекты Корейской Народной Демократической Республики впереди ударных групп или в составе групп обеспечения шли специальные самолёты - постановщики помех В-29 или В-26, создававшие пассивные помехи РЛС дальнего обнаружения. Пассивные радиопомехи создавались выбрасыванием пачек ДРО, содержащих по 10-12 металлизированных лент длиной 25-30 метров и несколько сот полуволновых отрезков фольги. В массированных налётах американская авиация часто создавала высокие плотности пассивных помех, которые исключали возможность радиолокационного наблюдения воздушных целей на дальностях 30-40 км и тем самым затрудняли работу операторов. Основными причинами подавления РЛС подобного рода помехами явились слабая обученность расчётов, неумение их действовать в условиях помеховой обстановки, а также низкая помехозащищённость РЛС ввиду отсутствия систем, осуществляющих автоматическую компенсацию ДРО, перемещающихся под действием ветра.
Боевые действия во Вьетнаме, длившиеся с августа 1964 года - по февраль 1973 года, в зависимости от интенсивности применения помех можно, условно, разделить на три этапа. На первом этапе войны, несмотря на мощное оборудование средствами радиоэлектронного подавления, в том числе и автоматами выброса ДРО, самолёты РЭБ не всегда с достаточной эффективностью подавляли РЛС. В связи с этим американцы вынуждены были в состав каждой ударной группы включить по одному - два самолёта со средствами радиопомех, установленными вместо боевой нагрузки. Но и они не смогли защитить от поражения большие группы самолётов. Поэтому впоследствии ударные группы уменьшились до 6 самолётов, один из которых вместо авиабомб нёс контейнерные средства помех, а также был оснащён аппаратурой выброса ДРО. Но как показал опыт боевых действий, средства, установленные на одном самолёте, не обеспечивали скрытие радиопомехами даже небольших ударных групп. В качестве выхода из создавшегося положения было принято решение установить средства создания радиоэлектронных помех на каждый ударный самолёт тактической авиации. Часть истребителей-бомбардировщиков переоборудовались в самолёты радиоэлектронной борьбы установкой на них станций помех, а также автоматов выброса ДРО для подавления РЛС. По мере оснащения самолётов средствами радиоэлектронного подавления совершенствовалась и тактика их боевого применения. Самолёты, оборудованные средствами создания активных помех, стали совершать полёты в плотном строю, что позволило защищать ударные группы авиации. Интенсивнее начали создаваться пассивные помехи для подавления РЛС обнаружения. Для этого одновременно выбрасывались одна-две пачки ДРО. Группы самолётов тактической авиации создавали пассивные помехи в полосе шириной до 3 километров и глубиной в несколько десятков километров.
На втором этапе войны во Вьетнаме американские самолёты применяли более совершенные средства создания помех. Станциями помех и автоматами выброса ДРО были оборудованы почти все ударные самолёты. В период нанесения ударов авиация, обычно, совершала полёты на малых высотах с огибанием рельефа местности. Перед объектом самолёты ударной группы набирали высоту и наносили удары, одновременно создавая активные и пассивные помехи РЛС. Тем самым обеспечивали засвет большей части индикатора кругового обзора, существенно снижая вероятность обнаружения своих самолётов.
Читайте также
Проектирование систем автоматизации электрических железных дорог
Последнее десятилетие характеризуется существенным
совершенствованием систем телемеханики и расширением областей их применения.
Это обусловлено новейшими достижениями микроэлектроники и ...
Проектирование междугородной магистрали между г. Кемерово – г. Лениск-Кузнецкий с использованием симметричного кабеля
Наше время, в особенности последние десять лет, характеризуется бурным
развитием телекоммуникационных технологий. Наряду с появлением новых форм
передачи информации, совершенствуются тра ...
Применение системы автоматического проектирования на ИП Суслова
Почти
все крупные предприятия используют в своей работе возможности компьютерной
техники, в частности CAD, CAM, САЕ технологии, т.к. они предоставляют ряд
преимуществ, таких как ...